понедельник, 21 сентября 2015 г.

Продвигаясь лучшими шагами вперед


Текст: Мартина Ромер
Фотографии: Джон Терон, Харриет Баррет и Паула Ласерсон


Перевод Сошниной Натальи




Паула Ласерсон – натуральный победитель.

Ни попон, ни конюшни, ни подков – сценарий, как никакой другой противоречащий миру лоска и глянца показательных конных выступлений, не так ли? Но только не для Паулы Ласерсон, последовательницы набирающего обороты движения за голые копыта, у которой число побед в конном спорте постоянно растет.

«Натуральный» подход.

Следуя методам доктора Штрассер, немецкого ветеринара, специализирующегося на реабилитации больных лошадей, Ласерсон считает, что лошадей следует держать в условиях, насколько возможно приближенных к естественным.

«Люди часто очеловечивают лошадей, думая, что, покупая им самые дорогие попоны, высокотехнологичные ботинки и амуницию, они дают своей лошади самое лучшее, однако нам следует помнить, что лошади – это не люди» - говорит Ласерсон.

Набирающее популярность во всем мире, и особенно в Соединенных Штатах Америки, движение за голые копыта доказывает пригодность некованых лошадей как для спортивной, так и для обычной езды, и в целом проповедует более натуральный подход к заботе о лошади. Это движение пока мало распространено в Южной Африке, но уже находит признание среди пробежников.

Доктор Штрассер

Теория доктора Штрассер базируется на натурализации содержания лошади, то есть без конюшен, без обездвиживания, с расковкой кованных лошадей и расчисткой, призванной вернуть копыту его естественную форму. Доктор Штрассер, проводящая курсы для владельцев лошадей, ковалей и ветеринаров в Европе и за ее пределами, является одним из профессионалов, распространяющих движение за голые копыта по всему миру. Ее теории и методы считаются противоречивыми в некоторых традиционных кругах, и особенно ее воодушевление владельцев лошадей расчищать своих питомцев самостоятельно. Паула Ласерсон лично окончила ее курсы расчистки в 2002 году и эффективно расчищала своих лошадей пока не забеременела через несколько лет и не смогла продолжать расчистки сама.

Главная мысль, стоящая за движением за голые копыта, такова, что веками лошадям была предоставлена свобода бродить в естественной среде, и лишь несколько веков назад мы изменили эту ситуацию одомашиванием лошади и ее содержанием в неволе, делая ее более беззащитной перед болезнями и хромотой. В сущности, главное послание Штрассер состоит в том что нам следует содержать лошадей в как модно более приближенным к натуральным условиях. Во-вторых, нам следует дать копытам принять ту форму и консистенцию, которые задумала природа. В-третьих, лошадь нужно побуждать двигаться как можно больше, поэтому запирание ее в конюшне неприемлемо – в природе лошади передвигаются до 35 км в день. Недостаток движения равносилен слабым копытам и ногам, в виду недостатка кровообращения. В отличие от людей, лошади спят короткими периодами и продолжают двигаться всю ночь в процессе пастьбы – и это движения необходимо их копытам и ногам. И наконец, изменение рациона на состоящий в основном из травы, включающей овсяную, и меньшим содержанием сахара, также очень важно.

Однако, одним их поверий в Южной Африке является то, что если позволить лошади свободно гулять ночью, то это сделает ее восприимчивой к вирусам, таким как африканская лошадиная болезнь, даже не смотря на то что конюшня вовсе не является защитой от разносящих болезни насекомых.

Функции копыта

Несмотря на то что Штрассер уделила много внимания самому копыту, именно натуральный образ жизни она называет ключом к здоровой и счастливой лошади.

«Перед тем как Штрассер прибыла в Южную Африку, она проинформировала нас, что не станет расчищать лошадей, которые живут в конюшнях, так как считает это контрпродуктивным, а ее выпускникам курсов специалистов по уходу за копытами по методу Штрассер вообще-то запрещено работать с лошадьми, которые заводятся в конюшню. Это связано с основной функцией копыта как поддержки сердечной системы. Так как копыто расширяется когда несет вес и сужается когда вес отсутствует, это действие помогает продвигать кровь в копыто и обратно к внутренним органам и сердцу. Подошва не создана для давления, зато она умеет растягиваться, но она не может делать этого когда копыто сжато подковой.»
« К тому же, благодаря своей эластичности копыто выступает в качестве рассеивателя ударной волны, поглощая от 70 до 80 процентов ударных нагрузок при каждом шаге. Подковы не дают копыту выполнять свою природную функцию, в то время как ногавки и бинты уменьшают кровообращение в конечностях.»
«Другими функциями копыта являются защита, проприоцепция и сцепление с грунтом. Функция защиты чувствительных структур внутри копыта и жизненно важная сенсорная функция (работающая через стрелку), позволяющая лошади чувствовать грунт, подстраивать длину шага и баланс, угнетены при использовании подков.»

Нужно время и поддержка

Становление на путь «босоногого» движения – это вопрос не только избавления от подков, попон и ботинок и отправления лошади на выгул, понадобится также много переосмысливания и понимая природы лошади и заботы о копытах. После расковки лошади, которая ковалась до этого годами, копытам потребуется время для приспособления к новым условиям, и лошадь может быть нездоровой некоторое время. Копыту нужно снова набрать силу и привыкнуть к различным типам грунта. Когда копыта приспособятся к «голому» состоянию, забота о копытах сводится к поддержанию их в хорошем состоянии через корректную расчистку. В дополнение, копыта следует каждый день вымачивать в воде и особое внимание уделять кормлению лошади, чтобы гарантировать здоровье и ей, и копытам.



Босоногие соревнования

Ласерсон открыла для себя мир некованых копыт после безуспешных попыток сделать из нездоровой лошади здоровую в течение нескольких месяцев, пока она наконец не сняла с нее подковы. Через 6 дней после снятия подков лошадь была здорова. Через 6 месяцев она снова ее подковала и лошадь снова хромала в течение трех месяцев.
Поискав в Интернете, Ласерсон обнаружила целое движение, посвященное некованым лошадям, и людей, готовых обучать, например, Штрассер. Вместе с группой придерживающихся таких же мнений людей, Ласерсон смогла организовать приезд Штрассер в Южную Африку в 2002 году.
«Многие люди считают, что их лошади не могут участвовать в соревнованиях без подков, но лошадиные копыта могут приспособиться к той среде, где живет лошадь. Ноги моих лошадей теперь функционируют как и должны, без подков и ботинок, и они не отекают, не опухают, не греются и не имеют накостников. Чтобы содержать копыта нековаными и впредь, я комбинирую работу лошадей по асфальту, по песку и даже по участку на моем выездковом плацу, покрытому гравием, поэтому копыта привыкли к разным грунтам.» - говорит Ласерсон.

Ванна для копыт.

Если верить Штрассер, копыта нуждаются в ежедневном контакте с водой чтобы быть увлажненными и эластичными. Она основывает эту теорию на том что дикие лошади стоят в неглубокой воде когда пьют воду из реки, ручья или запруды. Следуя этой концепции, Ласерсон построила целую ванну для копыт именно для этих нужд, и после каждой езды ее лошади стоят в этой ванне по 10 минут, уминая мешок с морковкой.

Жизнь снаружи

Ввиду того, что у нее осталась конюшня, она использует ее на время кормления лошадей.
В остальное время двери конюшни открыты и лошади могут заходить и выходить из нее когда им заблагорассудится. Свободный стиль жизни и травяная диета не особенно отразились на соревновательной кондиции лошадей, и несмотря на то что зимой они отращивают толстую шубу, это не пугает Ласерсон, чей основной календарь соревнований приходится на летние месяцы.
«Даже если выступление приходится на зиму, это значит лишь, что мои лошади выглядят более мохнатыми, чем у других, но я все равно не стригу их. Я выступаю в рабочих классах выступлений, где исполнение важнее внешнего вида лошади.» - говорит она.



Ее успехи в выступлениях

А выступления – это то, где ее лошади выкладываются по полной, если их список достижений чего-то стоит. Несмотря на перерыв для рождения ребенка, Ласерсон впечатлила судей своим возвращением в спортивный строй на Южноафриканском Дерби, где она выиграла сразу в двух классах – Compleat Horse и Working Horse Show Derby на своем рыжем теплокровном Винчестере, и класс Show Hunter на гнедой ирландской спортивной лошади по имени Шэмрок.

Во время ее беременности, друг Паулы выступал на ее лошадях, выиграв на Шэмроке звание Supreme Champion Working Hunter of the Year и шоу «Лошадь 2007 года», Винчестер стал резервным чемпионом в классе Adult Working Horse Hunter, а так же Champion Adult Working Riding Horse.
Точно так же, на Rand Show в прошлом году Винчестер стал чемпионом в классе Adult Working Horse Hunter и Champion Adult Working Riding Horse. Обе лошади хорошо показали себя в выездке, где Винчестер выиграл музыкальный КЮР в вольной программе Музыкального Фестиваля в мае, а Шэмрок занял второе место на Трансваальском чемпионате в конце сентября.

В 2006 году на южноафриканском чемпионате Винчестер взял титул SA Champion Working Horse и резервный чемпион Working Horse of SA, а так же стал первым в классе Compleat Horse, лишь ненамного обойдя Шэмрока, который занял второе место.
На вопрос, появились ли позитивные изменения в лошадях после перехода к методу Штрассер, Ласерсон сказала, что лошади стали намного счастливее, и с ними стало проще работать.
«Если мы работает на природу лошади, а не против нее, все становится проще. Но я так же осознаю, что у меня совершенно особенные лошади».